В следующем году государство «отпустит» цены на бензин. Чем это чревато?

Министр экономики Николай Снопков заявил о том, что в следующем году государство намерено сокращать регулирование цен, в том числе на топливо и услуги ЖКХ. И если до конца этого года цены по «социально важным» направлениям еще будут сдерживать, чтобы уложиться в запланированные инфляционные рамки 19-22%, то уже в 2013-м их «отпустят». По словам Снопкова, уход от перекрестного субсидирования услуг ЖКХ и топлива – это "крайне важный момент экономической политики".

У белорусов формулировка «отпустят цены» не вызывает положительных эмоций. Обычно это выливается в значительный их рост. В ситуации с топливом еще непонятно, что ждет в текущем году, но заявления Снопкова наталкивают на мысль, что будет еще хуже.

Чем обернется «отпускание цен» для рядовых потребителей, мы попросили объяснить нашего эксперта, обозревателя экономического еженедельника «Белорусы и рынок» Александра АЛЕСИНА:

- Сокращение государственного регулирования цен – это нормальный, здоровый процесс перехода к рыночной экономике. По этому пути идут все страны. Плохо в этом процессе то, что для нас он начался только сейчас. 20 лет государство ограждало своих граждан от суровой экономической действительности, но рано или поздно мы должны были прийти к этому. Сокращение доли госрегулирования ведет к тому, что не государство, а каждый сам себе будет обеспечивать уровень жизни, каждый останется один на один с рынком. Но беда в том, что белорусская экономика очень ресурсозатратна и отстает от мирового уровня, производства технически отсталые. Не секрет, что многие отрасли экономики Беларуси убыточны. Сейчас для многих есть льготы и преференции, но погашать эти издержки кто-то должен. Пока это делает государство в отношении одних за счет других. Сокращение вмешательства государства в процесс регулирования цен приведет к тому, что издержки  лягут на плечи потребителей, то есть нас с вами.

- То есть тот факт, что государство уйдет от регулирования цен в некоторых отраслях, однозначно приведет к повышению цен?

- Хотим мы того или нет, мы привязаны к мировой экономике. И то, что сейчас мы пользуемся чем-то по ценам ниже мировых, - это заслуга нашего социально-ориентированного государства, которое заботится о своих гражданах. Цены на те же услуги ЖКХ будут расти. По последним новостям вдвое повысились закупочные цены на мясо, на 70 процентов - на молоко. И это только начало. То же самое будет и с бензином. Несмотря на льготные российские цены и ряд других преимуществ, нефтеперерабатывающая отрасль чувствует себя не так хорошо, как хотелось бы. Нам уже и этого мало. И, судя по заявлениям Снопкова, дела в стране плохи, раз государство отказывается поддерживать такие традиционные сферы, как транспорт, сельское хозяйство и ЖКХ. Прекращение поддержки выльется в повышение цен, а если не будет производиться модернизация производства, если оно не будет идти по пути экономичности, это будет «дурная» бесконечность: все это будет выливаться в инфляцию, рост цен, повышение уровня социальной напряженности, повышение оплаты труда и так по кругу.

Городской транспорт еще будет дотироваться - так происходит во всех странах, но речь уже не будет идти о той поддержке, как сейчас. «Отпускать», видимо, будут во всех местах. Иначе начнется нездоровая «перекачка» из той сферы, где дешевле, в ту, где дороже. Я про топливо. Но, я думаю, резкого отпуска цен не произойдет. Это не наш метод. Мы не пошли по пути шоковой терапии, у нас все происходит поэтапно, чтобы было не так болезненно. Если взять за две крайние точки начало этого года и прошлого, то вроде как все было плавно, но если сопоставить две эти «точки», то становится ясно, что изменилось очень многое. Взять хотя бы цены на бензин.

- Может ли сокращение госрегулирования цен стать объективной причиной для нового повышения розничных цен на топливо?

- Не может, а станет. Цены будут повышены, вопрос только в том, какими темпами это будет происходить. Государство придерживает цены на топливо внутри страны, но они еще не соответствуют рыночным. Так что рост цен – это неизбежный процесс. Скорее всего, в связи с этим транспортные организации будут вынуждены пересмотреть структуры своих автопарков, так как использование неэкономичных машин приведет к значительному повышению затрат на топливо. Про цены на их услуги я уже сказал выше.

Но, как я уже говорил раньше, цены на топливо будут привязаны не столько к процессам, происходящим внутри страны, сколько к ситуации, которая будет разворачиваться в России. Для простых граждан темп развитию событий будет задавать Таможенный союз. Но стоит готовиться к тому, что переход к рыночной экономике для белорусов будет очень глубоким и болезненным. Мы сами выбрали трудный и долгий путь.


Источник: ABW.BY

Добавить комментарий

Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Код с картинки:


Скидка 20% на все услуги СТО DSM-Garage для посетителей AutoBobr.by!
Скидка 20% на все услуги СТО DSM-Garage для посетителей AutoBobr.by!
Скидка 20% на все услуги СТО DSM-Garage для посетителей AutoBobr.by!
Скидка 20% на все услуги СТО DSM-Garage для посетителей AutoBobr.by!
Скидка 20% на все услуги СТО DSM-Garage для посетителей AutoBobr.by!
Скидка 20% на все услуги СТО DSM-Garage для посетителей AutoBobr.by!